Газель-Next. Made in Россия
699 тысяч рублей. Именно столько будет стоить новое поколение «Газели», получившее приставку Next. Всего на 18 тысяч рублей дороже, чем дизельная машина прошлого поколения! И это удивительно, учитывая, как сильно новинка отличается от предшественницы. Неужели демпинг?
А ведь машины семейства «Next» вообще могли не дойти до конвейера, как это уже бывало со многими разработками отечественных конструкторов... Три года назад, когда газовцы презентовали «Газель-Бизнес», на заводе звучали такие рассуждения: зачем создавать новое поколение «Газели», если немцы из Mercedes-Benz хотят выпускать здесь, в Нижнем Новгороде, Sprinter? И действительно: по ходовым качествам «Газели» до «Спринтера» далеко, а спроектировать и наладить выпуск полностью нового автомобиля — дело накладное. Производство же немецкого грузовичка (пусть и предыдущего поколения) можно организовать быстро. Вот только сам Sprinter оказался недешёвым...
Даже при высоком уровне локализации немецкий фургон будет стоить кругленькую сумму (точные цифры мы узнаем летом), то есть сменить «бюджетную» «Газель» никаким образом не сможет. Опрос потребителей газовской продукции тоже показал, что россияне не будут расхватывать немецкую технику как горячие пирожки: им подавай простую рамную машину (у «Спринтера» несущий кузов), которую можно безжалостно перегружать и ремонтировать, что называется, «на коленке». В общем, пришлось нижегородским конструкторам садиться за создание «полуторки» нового поколения, что стоило заводу немалые 5 миллиардов рублей.
Большая площадь остекления означает хорошую обзорность, высоко задранные фары — гарантия того, что светотехника не пострадает при несильных ударах... Бампер состоит из трёх составных частей и решётки радиатора, которые в магазинах запчастей будут продаваться отдельно друг от друга
Что здесь нового? Кабина! Вечную газелевскую «болезнь» — ржавые крылья — вылечили кардинальным образом: крылья теперь пластиковые. Из пластика сделана и другая важная деталь — так называемый «фронтэнд», к которому крепится радиатор, бампер и фары. Конструкция получилась нержавеющей и легкосъёмной: открутил «фронтэнд» — и подкапотное пространство перед тобой. Впрочем, и без разборки передка места под капотом новой «Газели» предостаточно (к вопросу об обслуживании машины своими силами) — в иномарках агрегаты скомпонованы гораздо плотнее.
Другая нехарактерная для иномарок этого класса черта — рамная конструкция машины. Саму раму «Некст» получил от прежней «Газели», правда, есть несколько существенных отличий. Поскольку «длиннобазку» делают старым добрым способом, разрезая раму и вставляя удлинители (отчего при постоянном перегрузе машина буквально складывается «домиком»), эти самые усилители отныне производят из более толстого металла. Другое отличие заметно только специалисту — крепёж проводки и тормозных шлангов теперь поставляют иностранцы, и он больше не будет сгнивать.
На этом рисунке хорошо видно, что досталось «Газели-Next» от предшественницы. Правда, грузовую платформу тоже можно считать новой — даже базовая платформа со стальными бортами шире, нежели на машине прежнего поколения
Вообще, под днищем новинки опытный газелист найдёт немало интересного. В первую очередь, заметна новая передняя подвеска. Она независимая, пружинная, но не «соболевская»: у «Некста» ходовая и рулевое выполнены единым модулем (реечный механизм поставляет фирма ZF). Тормоза тоже другие — более эффективные и «долгоиграющие» (их должно хватить на 30-40 тысяч км), поскольку прежние, волговские, были явно слабоваты для тяжёлой машины. А вот задняя подвеска осталась прежней, хотя и пережила несколько доработок, вроде шарниров для крепления амортизаторов вместо втулок и алюминиевых вставок между рессорами и подрессорниками.
Доработана и коробка передач, которую газелисты, мягко говоря, недолюбливают. Раньше через 50 тысяч километров подшипники вторичного вала «приказывали долго жить» (процесс «кончины» сопровождается характерным подвыванием), и передачи переставали включаться. С новыми подшипниками именитой марки SKF такая проблема возникать не должна, но «Газели», конечно, нужна новая трансмиссия... Тем более, что торчащая посреди современного интерьера «кочерга» кажется откровенным анахронизмом. Впрочем, почти готова новая коробка, которая будет управляться джойстиком (его разместят на передней панели), и должна стать гораздо надёжнее предшественницы.
- Компоновочные схемы «Газели-Next» и «Газели-Бизнес» (слева сверху). Хорошо заметно, что дверной проём стал заметно больше, подножка опустилась ниже, а выступ колёсной арки больше не мешает левой ноге водителя.
- Тот самый композитный «фронтэнд» (справа сверху), к которому крепятся радиатор, бампер и фары. По словам инженеров, они подсмотрели такое решение на иномарках-конкурентах. То, что деталь пластиковая, никак не ухудшает пассивную безопасность: «фронтэнд» не является силовым элементом конструкции, а потому при столкновении не играет никакой роли. Как и пластиковые крылья.
- Сравнение систем охлаждения «Бизнеса» и «Некста» (внизу). Обратите внимание, что теперь радиатор системы охлаждения по объёму вдвое больше прежнего, что навсегда избавит «Газель» от перегревов. Также изменилось расположение интеркулера — он теперь не прячется позади радиатора системы охлаждения
Что осталось неизменным, так это паспортная грузоподъёмность. По документам Next способен перевозить не больше 1,5 тонны поклажи, хотя газовцы прекрасно понимают, что большинство «Газелей» ездят перегруженными, и учитывали этот факт при проектировании машины. Поэтому грузовая платформа стала значительно больше и спокойно вмещает пять европоддонов (в длиннобазную версию помещаются все 6 европалет), каркас тента теперь представляет собой идеальный параллелепипед, а не зауженную кверху конструкцию, за счёт чего объем кузова увеличился до 11 кубометров.
А самое главное — исчезли убогие замки бортов! Нет, в базовой версии борта прежние, стальные, и закрывать их придётся старым способом, вколачивая ладонью упрямую железяку. Но если доплатить 25 тысяч рублей, то на машину поставят современные алюминиевые борта, которые открываются и закрываются лёгким движением руки — очень удобно! На полу постелена влагостойкая финская фанера, а по краям платформы расположены крепёжные проушины для фиксации груза верёвками или ремнями.
- Та самая опционная грузовая платформа за 25 тысяч рублей — нержавеющая, алюминиевая.
- Не должна ржаветь и кабина: колёсные ниши, подножки, пороги, а также наружные панели боковин, дверей и капота штампуются из оцинкованного металла
Раз! Это легко захлопнулась водительская «калитка», закрывающая большой дверной проём и низко расположенную подножку, благодаря которым сюда скорее «входишь», чем «влезаешь». Повторяем упражнение. Снова лёгкий «иномарочный» хлопок, без дребезга дверных «внутренностей», характерного для старой «Газели», а ещё на приборной панели появился индикатор незакрытой двери! Я обошёл десяток машин, но во всех двери открывались и закрывались одинаково породисто. И замок капота защёлкивается мягко — размашисто «ботать» крышкой моторного отсека больше не нужно.
Знаете, как отличить автомобильного журналиста от простого водителя? Оказавшись внутри новой машины, первый всегда «простукивает» интерьер, чтобы понять, какие детали сделаны из жёсткого пластика. Так вот, тест на «простукивание» нижегородская новинка не прошла: если интерьер «Газели-Бизнес» выполнен из «мягких сортов» пластмассы, то салон «Некста» сделан сплошь из жёстких материалов. Вот где сэкономили газовцы! Хотя на ощупь новый интерьер приятен, а уж выглядит вообще выше всяких похвал. С поправкой на грузовую направленность машины, конечно.
- В интерьере — обилие отсеков и ёмкостей: три лотка для хранения документов (один из которых — формата А4), два бардачка (один — также формата А4), открытые ящики в обивках дверей и ниша в потолочной консоли. Плюс ещё подстаканники, пепельница и четыре «подбутыльника», рассчитанные на пластиковые «полторашки». Также не забудем про объемную нишу под пассажирским сиденьем.
- Самые неожиданные отсеки для поклажи скрываются в подножках возле дверей (фото слева внизу). В эти ниши удобно сложить инструмент, что газовцы и сделали — в «подполье» упрятаны домкрат, ключ-баллонник и буксировочная проушина
Ездовую презентацию новинки газовцы организовали на... гоночной трассе «Нижегородское кольцо»! Дескать, почувствуйте, как управляется машина, как проходит ходовые повороты и «затычные» шпильки. И правильно сделали, поскольку управляется нижегородский грузовичок классно, как легковушка. Руль прозрачный, крены минимальны — заданную траекторию Next «пишет» поистине образцово. И на прямой «полуторка» стоит чётко — ловко отрабатывает мелкие неровности, совершенно не требуя подруливаний. В общем, реечное рулевое и независимая подвеска кардинально изменили ездовые повадки «Газели». Это больше не грузовик, требующий крепкой мужской руки.
Вот только подвеску, пожалуй, можно было сделать помягче — на крупных колдобинах «Газель-Next» прыгает неожиданно резво, благо хорошее немецкое сиденье (такое же ставится на фургоны Mercedes!) амортизирует прыжки. Впрочем, полностью гружёная машина будет намного комфортнее преодолевать неровности: просто конструкторы, настраивая подвеску, вспомнили, как российские водители любят перегруз...
Схема передней независимой подвески (с реечным рулевым управлением немецкой марки ZF она представляет собой единый модуль) и поставщики её компонентов: амортизаторы — Mando (Корея), шаровые шарниры — российские, но уважаемой автомобилистами фирмы «Белмаг». Немецкими фирмами поставляются сайлент-блоки (Anvis) и необслуживаемые ступичные подшипники (Shaeffler)
Перегруз и превышение скорости водители «Газелей» любят. Вечером, за ужином, газовские инженеры читали письма, что поступают на завод. «Сделайте 6-ступенчатую коробку передач — дизельная машина не разгоняется быстрее 130 км/ч!», или «Усильте задний мост! Я вожу 2-3 тонны груза, и мост не выдерживает таких нагрузок!»... Как говорится, без комментариев. А ведь газовцы хотят поднять мощность мотора (на Next ставится только 2,8-литровый турбодизель Cummins мощностью 120 л.с.), что делать мы категорически не рекомендуем: двигатель и так достаточно эластичен и тяговит, чтобы уверенно разгонять машину. Притом запас момента таков, что и груженая «Газель» будет достаточно динамична.
Под стать динамике и тормоза — чувствительные и цепкие. По словам газовцев, они даже «притупили» чувствительность, поскольку при лёгком нажатии на педаль машина мгновенно вставала как вкопанная. Кстати, по результатам сравнительных испытаний по длине тормозного пути и по усилию на педали новая «Газель» — лидер сегмента лёгких грузовиков. С июня «Нексты» начнут оснащать ABS новейшего, девятого, поколения, а затем за доплату будет доступна и система стабилизации.
Интервал между ТО вырос до 20 тысяч км (у «Газели-Бизнес» — 15 тысяч км), а обещанная гарантия — внушительные 3 года или 150 тысяч км
Вообще, опций для «Некста» будет более чем достаточно. Но и базовая версия хорошо упакована: дизель Cummins, центральный замок, электростеклоподъёмники, обогрев зеркал... И это, напомним, за 699 тысяч рублей. При этом «ущербности», вроде «кривого» салона или «одноразовых» деталей, мы найти не смогли, хотя облазили машину вдоль и поперёк. Более того! То тут, то там встречаются откровенно дорогие комплектующие: блок управления светом и бачок системы охлаждения «фольксвагеновские», дефлекторы вентиляции — «фордовские».
Так что англо-русское название «Газель-Next» вполне оправданно: это грузовик европейского уровня, но созданный российскими инженерами и собранный российскими же рабочими. Только бы последние не подвели — всем известно, как плохое качество сборки может уничтожить даже идеально продуманный продукт. А инженерам нужно поскорее довести до производства новую коробку передач, а то нынешняя, пусть и улучшенная дорогими импортными комплектующими, продолжает несильно, но подвывать. И тогда на двери можно будет смело написать не «Газель-Next», а «Gazelle-Next».
Кто следующий?
Во время визита на завод нам довелось увидеть и другую модификацию «Некста», которая встанет на конвейер следом за стандартным бортовым грузовичком. Это будет «двухкабинник» — 7-местная бортовая машина со сдвоенной кабиной, у которой — две распашных двери по правому борту (с левой стороны дверь только одна), а заднее сиденье трансформируется так, что можно организовать полноценное спальное место.
Следом за «двухкабинником» начнут выпускать маршрутки, созданные по новой для отечественного автопрома схеме каркасно-панельного автобуса. Что это такое, хорошо видно по фотографиям: высокий потолок, большой дверной проём, прекрасная обзорность и 18 сидячих мест. С выходом этого автобуса на рынок эпоха маршурток, переделанных из цельнометаллических фургонов, должна закончиться.
Алексей Кованов
Фото автора, «Группы ГАЗ» и владельцев автомобилей
P.S. В ближайшие годы старое и новое поколения нижегородской «полуторки» — «Газель-Бизнес» и «Газель-Next» — будут выпускаться параллельно. В какой пропорции — покажет рынок, поскольку сейчас ГАЗ выпускает машины по конкретным заказам.